Правила игры в "московскую" мафию

На страничке с общим описанием игры (здесь) мы упомянули, что стилей проведения игры "Мафия" существует несколько и обозначили два из них по местам основной локализации игроков того или иного стиля (Санкт-Петербург и Москва). Вариацию мафии, которая распространена в Москве также иногда называют армянской, так как по некоторым источникам именно из Армении этот формат игры был привезён в столицу.

Далее речь пойдёт о московском или армянском стиле мафии и её правилах. 

Коротко об игре

Правила интеллектуально-психологической игры «Мафия» достаточно просты. Ее игровой процесс состоит из двух основных частей – дня и ночи. Все участники игры – жители некоего города N. Они делятся на добропорядочных горожан и кровожадную мафию. Главная цель игры: для городских жителей вычислить и уничтожить мафию, для мафии – убить всех городских жителей.

Интрига игры заключается в том, что мафиози тщательно скрывают свои истинные лица от мирных граждан. Днем они стараются ничем не отличаться от горожан, открыто заявляя и доказывая им, что являются ярыми борцами с мафией, стремящимися навести в городе порядок. На собраниях бандиты пытаются убедить всех в своей непричастности к преступлениям, по правилам игры они принимают участие в обсуждениях и голосованиях наравне с мирными горожанами.

Однако, когда наступает ночь, мафиози выходят на улицу, достают оружие и убивают мирных горожан. Практически каждую ночь город теряет одного жителя. С утра горожане собираются на совет, где узнают о печальном событии и пытаются вычислить игрока-мафиози, чтобы затем его казнить. Бороться с преступностью жителям помогают шериф. Однако он вынужден действовать тайно, чтобы мафиози не смогли его вычислить, а затем убить. Его же "основным противником является Дон - глава преступного клана. 

Обсуждение заканчивается голосованием. Участник, набравший большее количество голосов, признается виновным в связях с мафией и выбывает из игры. Горожанам важно не ошибиться и казнить на голосовании именно преступника, иначе они очень быстро проиграют мафии.

После первого круга игры опять начинается ночь, ход переходит к мафии, погибает еще один мирный житель. Утром этот игрок исключается из игры, а горожан вновь ждет собрание. Игра заканчивается победой мирных жителей, если им удалось убить всех мафиози. Мафия побеждает в том случае, если игроков-горожан становится меньше, чем игроков-мафиози.

Стоит также упомянуть, что карты выбывающих игроков не вскрываются в отличие от петербургского аналога игры, то есть жители до самого конца не знают, скольких преступников им удалось вычислить.

В случае, если все мафиози убиты, а маньяк остался жив - игра продолжается. 

Количество участников

Рекомендованное количество игроков от 7 до 15 человек. Если число участников будет меньше семи, то игра быстро закончится и перестанет быть интересной. Если же в игре принимает участие больше 15 человек, то управление ей усложняется из-за большого количества обсуждений.

Считается, что оптимальное количество игроков 11 человек: 3 члена мафии (в т.ч. Дон), 7 мирных жителей (в т.ч. Шериф) и 1 маньяк.

Распределение игровых ролей

Игровые роли распределяются с помощью специальных карт. Перед началом игры составляется колода, число карт в которой равно количеству игроков. Игроки занимают свои места за столом в произвольном порядке. Сидеть они должны достаточно просторно, чтобы у них не было возможности во время игры касаться друг друга руками или ногами. Ведущий тщательно тасует колоду и раздает каждому игроку по одной карте. Раздача производится таким образом, чтобы игроки не могли видеть карт друг друга. На карте указывается роль игрока: мафия, Дон, мирный житель, Шериф, маньяк.

Игровые роли

Мафия – ее представители играют против мирных жителей. Ночью они убивают горожан, а днем на собрании стараются вывести их из игры.

Дон - глава мафиозного клана. В первую ночь он определяет порядок убийств горожан. Также каждую следующую ночь он старается вычислить Шерифа.

Мирные жители – основные персонажи игры. Путем логических умозаключений и интуиции они борются против мафии и пытаются ее уничтожить.

Шериф не любит мафию. Он может просыпаться ночью и получать от ведущего с помощью условных знаков достоверную информацию о том, кто из игроков относится к мафии.

Маньяк играет сам за себя, то есть его цель остаться в городе в одиночестве. При проверке Шерифом считается мирным.

Ход игры

Первый день

День (представление)

Сначала речь предоставляется ведущему, затем каждый из игроков по очереди в течение 15 секунд представляется коллегам по игре. Он называет свое игровое имя и рассказывает историю жизни. Например, «Здравствуйте, меня зовут Андрей, я – столяр, у меня большая семья: жена и семеро детей. На деньги, которые приносит моя работа, я кормлю семью. Мечтаю освободить наш город от разгула мафии».

Никакие обсуждения в первый день не допускаются. После выступления всех игроков ведущий произносит ключевую фразу: «Наступила ночь. Все жители уснули». После его слов жители надевают маски, которые не имеют прорезей для глаз. Благодаря маскам, игроки не могут видеть того, что происходит вокруг.

Ночь (знакомство)

Ведущий провозглашает: «Мафия проснулась и знакомится». После его слов мафиози снимают с лиц маски, знакомятся друг с другом и жестами договариваются о дальнейших планах. Дон определяет тех горожан, которые будут убиты ими в течение последующих ночей или во время дневных совещаний. Чтобы не вызвать подозрений у других участников и не привлечь к себе их внимания, переговариваться и жестикулировать игрокам-мафиози следует крайне осторожно. Также они могут договориться о специальном жесте Дона, который будет днём означать то, что Шериф найден. Первая ночь - единственная ночь, когда мафиози открывают глаза. В последующие ночи глаза открывает лишь Дон. Мафия засыпает под слова ведущего: «Мафия познакомилась и уснула». Игроки надевают на себя маски. Затем ведущий провозглашает: "Проснулся Шериф". Шериф снимает маску и знакомится с ведущим. Затем по команде последнего засыпает. Такая же процедура ожидает Маньяка. Затем просыпается город. 

Второй день

День

Ведущий объявляет: «Наступил день. Все жители города проснулись».

Все игроки снимают маски и приступают к обсуждению. Во второй день у игроков для анализа уже имеется некоторая информация:

  • поведение и настроение участников во время раздачи карт;
  • представление игроков в первый день и придуманная ими легенда;
  • движения соседей по столу ночью;
  • изменение настроения и поведения соседей после первой ночи.

Каждому игроку на высказывание своих мыслей и подозрений дается 1 минута. На основании собранной информации уже можно делать первые выводы и предположения. При обсуждении игроки могут использовать как правдивые, так и лживые аргументы. Высказывания могут быть любыми. Например, «Ирина всю ночь копошилась», «Виктор слишком весел, наверное, он из мафии», «Слева от меня ночью было слышно какое-то движение», «Николай подмигнул Лилии, скорее всего, они ночью о чем-то договорились» и т.п.

*Правило "со звёздочкой". Это правило используется не везде, так как повышает сложность игры. Заключается оно в том, что во время высказывания того или иного игрока слово "спасибо" вне зависимости от контекста завершает его слово, т.е. ход переходит к следующему игроку. 

Если обсуждение ведется слишком бурно и эмоционально, ведущий может его прекратить или попросить тишины. После дебатов он предлагает игрокам назвать имена мафиози. Однако, обычно в этом формате игры на первом круге никого не выставляют и не проводят голосования. Если же всё-таки подозрения у игроков есть, то голосование проводится при наличии как минимум 2х подозреваемых.

Когда все речи окнчены. Ведущий произносит фразу: «Наступила ночь. Все жители города уснули». Все игроки снова надевают маски.

Ночь вторая и далее

Мафия делает следующий ход. Ведущий говорит: "Мафия делает выстрел". Важным моментом является то, что на сей раз мафиози не снимают масок. Их задача - не открывая глаз и не мешая соседям (так как это их выдаст) указать на игрока, которого Дон выбрал первым. В случае, если мафия расходится в своих мнения или воздерживается от выстрела, ведущий говорит "Мафия промахнулась". 

Следующим по команде ведущего просыпается Дон. Он знает, кто среди игроков его товарищи, но в его задачу входит узнать, кто из присутствующих Шериф. Он указывает на игрока и получает от ведущего ответ о правильности своих догадок. Затем Дон вновь надевает маску. 

Дальше подключается Шериф. Ведущий объявляет: «На расследование выходит Шериф». Шериф снимает маску и указывает ведущему на любого игрока. Ведущий с помощью условных знаков делает ему подсказку, какую роль играет данный игрок. После этого ведущий говорит: «Шериф провел расследование и уснул». Шериф надевает маску.

Последим по знаку ведущего просыпается маньяк. Его задача - убить всех: и плохих, и хороших. Как только маньяк выбрал жертву, он засыпает под соответствующие слова ведущего, надев маску. 

На этом ночь заканчивается и просыпается город по команде ведущего.

День третий и далее

День

Ведущий произносит фразу: «Наступил день. Все жители города проснулись». Все игроки снимают маски. Далее в зависимости от событий, произошедших ночью, слова ведущего могут быть разными.

  • Ведущий объявляет: «Сегодня ночью был убит такой-то игрок (произносит его имя)». Это означает, что мафиози смогли договориться и/или (так как убитых может быть двое) маньяк сделал свой ход. Убитый игрок/игроки покидают игровое поле БЕЗ ВСКРЫТИЯ КАРТЫ.
  • Ведущий объявляет: «Сегодня ночью никто не был убит». Данная ситуация довольно редка и может произойти в случае, если за день до этого был убит маньяк, а этой ночью мафия промахнулась.

Далее игра идет по тем же правилам, что и во второй день. Разницей является только то, что у игроков появляется много новых аргументов для высказывания своих подозрений. Например, игроки могут вспомнить, кто и кого обвинял в предшествующие дни в мафиозности, кто за кого голосовал, кем в итоге оказался игрок, выбывший из игры днем или убитый ночью.

Особенности проведения голосования

Голосование проводится поднятием руки. Во время этой процедуры ведущий ведет отсчет до трех. Игрок может опустить руку в процессе голосования, но не позже того, как ведущий произнесет число: «Три». Затем ведущий называет количество голосов, отданных за данного кандидата, и просит приступить к голосованию по следующей кандидатуре.

Если кандидатов на выбывание было больше двух, и за двоих из них игроки отдали одинаковое количество голосов, то проводится еще одно голосование. На него выставляются кандидатуры только этих двух игроков.

Если в голосовании принимали участие два кандидата, и при этом каждый из них получил равное количество голосов, им предоставляется последнее слово, после которого проводится повторная процедура. В случае, если игроки не изменили своего решения и опять не смогли выбрать одного кандидата, к голосованию подключается мирных житель, убитый последним прошлой ночью.

Воздерживаться при голосовании запрещено. Голоса игроков, которые не принимали участия в голосовании, отдаются последнему кандидату.

Как "уйти красиво"?

Многие знают, что в Петербургском формате игры присутствует особое правило "золотой минуты", но в московском варианте такого правила нет, зато есть другой способ склонить чашу весов в свою сторону. В том случае, если 2 игрока были выставлены на голосование, один из них может выйти из-за стола (добровольно покинуть игру). В этом случае голоса всех присутствующих уходят за оставшегося в игре игрока. Данный вариант может быть выгодным в случае, если первый игрок уверен, что в этом кругу так или иначе будет выбывшим. В таком случае, если он мафия, то "заберёт с собой" одного мирного, а если же мирный, то может использовать это как способ поймать одного из мафиози.

Правило 3х замечаний

За нарушение любы правил игры (например, говорить больше положенной минуты) игрок получает замечание. При наборе 3 замечаний за игру - игрок выбывает. Кстати, такие замечания можно набирать и специально, чтобы выйти из-за стола, подставив Мирного. 

 

Окончание игры

Игра заканчивается победой мирных жителей, если им удается уничтожить всех мафиози и маньяка. Мафия побеждает тогда, когда мирных жителей становится меньше, чем мафиози. Маньяк побеждает с случае, если остался в одиночестве.

Наш Клуб проводит игру «Мафию» каждую среду. Присоединяйтесь к нам, вас ждет увлекательная и незабываемая игра в прекрасной компании!


Календарь событий
24 Июля
На берегу моря, в окружении роскоши и первоклассного сервиса гостеприимного отеля 5* Creta Palace Grecotel соберется интеллектуальная элита обеих столиц